Мы с вами стоим ныне у ворот Великого поста с замиранием сердца: как мы пройдем непростой путь Святой Четыредесятницы? Что в нас изменится? Чем мы встретим Светлое Христово Воскресение?
Мы должны помнить: пост – не просто ограничение в пище. Воздержание в еде не цель, а средство. Цель – очищение сердца, преображение души. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8) – по мере очищения сердца открывается человеку Господь.
Первая и незаменимая помощь нам с вами в труде духовного роста – бого-служения Великого поста. В последнее перед ним воскресенье Церковь вспо-минает Адамово изгнание: песнопения этого дня исполнены скорби, но и великой надежды на Господа, Который не оставит Свое отпавшее творение. Мы должны вернуться в Царство любви! Именно для этого воплотился и вочеловечился Бог, именно для этого Он страдал и умер на Кресте – и победил смерть. Издревле Церковь установила обычай перед началом Великого поста – испрашивать друг у друга прощения (в нынешнем году Прощеное воскресенье – 17 марта). Великий проповедник покаяния преподобный Ефрем Сирин свидетельствует:
«Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой: Бог не примет тебя». В этот день мы все попросим друг у друга прощения и сами постараемся простить всем – чтобы сердце наше стало легким, чтобы оно было открыто перед Христом, чтобы не осталось между нами ничего, кроме любви.
Богослужения Великого поста – лествица к Пасхе: пойдем по ней, не пропуская ни одной ступени, будем трудиться изо дня в день, и тогда Сам Господь умножит наши небольшие человеческие силы, как умножал хлебы. Не пропустим в эти великопостные дни и ни одной возможности сделать доброе дело, помочь ближнему. Пусть это будет когда-то просто звонок одинокому больному человеку, когда-то – рука, протянутая тому, кто оказался в беде, когда-то - молитва за другого человека… Главное, чтоб в каждом из наших ближних мы видели Христа и делали всё ради Него.
Будем в период Великого поста помнить и наставления святых отцов в отношении этого благодатного времени. В Святую Четыредесяницу важно проявлять благоразумие и рассудительность. Телесное воздержание необходимо соотносить с крепостью своего телесного здоровья, иначе вместо пользы пост принесет телесный и духовный вред.
«Лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости и излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же делает человека более способным к духовному деланию», – наставляет нас преподобный старец Амвросий Оптинский. Во-вторых, пост должен быть сопряжен с молитвой и дела-нием добрых дел. Если этого нет, то пост из духовного делания превращается в обычную диету. Говорит по этому поводу святитель Василий Великий:
«Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Тот, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляется диаволу, который хотя ни-чего не ест, однако ж не перестает грешить». В-третьих, самое важное условие, необходимое для того, чтобы наши посты и молитвы были благоугодной жерт-вой Богу, – это мир со всеми людьми.
Если мы с таким милующим и добрым сердцем, разумным воздержанием, молитвой и доброделанием вступим на спасительное поприще Великого поста и сохраним себя во все его дни, то, несомненно, принесём духовные плоды и обретем благодать и милость Божию. Господь наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит и помилует всех нас и укрепит к несению великопостного подвига.
Благочинный Унечского церковного округа
протоиерей Петр Климчук