Выступление преподавателя воскресной школы
Бауло Елены Михайловны
14 марта в России отмечают День православной книги. Надо сказать, что даже педагоги далеко не все в курсе этого праздника, не говоря уже о детях и незаинтересованных взрослых. Тем не менее праздник этот появился не случайно, его цель - привлечение общественного внимания к духовно-нравственной литературе.
"Мы учредили День православной книги для того, чтобы укрепить нашу связь с трудами первопечатника Ивана Федорова и многих других, кто сохранял нравственную, духовную наследственность и в жизни нашего народа, да и в жизни всего рода человеческого", - подчеркнул
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Почему возникла необходимость обратить самое серьёзное внимание на литературу и чтение? Ответ очевиден – молодёжь не только утратила потребность в чтении, но и элементарно утеряла навыки вдумчивого чтения. Увлечение компьютером, айфонами, различными гаджетами привело к тому, что дети (причем самого разного возраста) не только не могут правильно расставить знаки препинания в отдельном предложении, но и не умеют просто поставить смысловые вопросы внутри предложения от одного слова к другому. Причина одна – дети не понимают смысла художественного текста. Отсюда неумение пересказывать, строить логическое высказывание на заданную тему, последовательно и аргументированно излагать собственные мысли.
Может ли школа привить любовь к книге? Развить литературный вкус? Воспитать потребность в чтении? Возможно ли это при двух часах литературы в неделю? Кроме того, произведения, включенные в программу по литературе часто далеки от читательских пристрастий школьников (если таковые имеются). Например, в программу 5 класса включен замечательный рассказ Бунина «Косцы», но суть в том, что современным детям совершенно непонятен этот текст, многие слова им просто незнакомы, соответственно и смысл, и глубина содержания детьми не воспринимаются.
Совсем по-другому обстоит дело, когда речь идет о домашнем чтении: ребёнок волен сам выбирать, что читать, и здесь очень важна роль родителей, которые не только могут, но и должны знать и контролировать, что читают их дети. К счастью, пока ещё есть поколение читающих (и начитанных) родителей, которые посоветуют детям, что читать, расскажут о своих любимых книгах и авторах, объяснят, что книги с названием «Академия проклятий» или «Научиться быть ведьмой» вряд ли научат чему-то хорошему.
К сожалению, мы не имеем возможности отделить ребенка от тлетворного духа времени. Нам попущено Господом растить детей именно в таких условиях. Но сегодня в помощь родителям православные издательства выпускают книги по воспитанию детей, многие писатели пишут высокоморальные детские романы, повести и сказки духовной направленности, режиссеры снимают душеполезные картины.
Старания многих людей направлены на то, чтобы донести до нас истину: православная семья – основа общества. Исчезнет она и закончится жизнь на земле. История давно доказала, что великие кризисы и падение мощных империй начинались с малого – духовного разложения семьи, нерадения о воспитании детей.
Обратимся к статье С. Львова. Позволю себе привести ее полностью.
«Домашнее чтение вслух очень сближает.
Когда вся семья вместе несколько вече¬ров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. А если это книга большая и ее читают долго, она пре¬вращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом. Когда смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мыслен¬но разделить на несколько отделов: справоч¬ники, словари, учебники, сочинения класси¬ков, современные книги и так далее. Смогу мысленно собрать вместе на особую полку книги, что читали сообща и вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.
Часто спрашивают: «Как выбрать вре¬мя, чтобы несколько членов семьи могли сра¬зу собраться за столом?» Разве трудно вы¬брать время? Находится же оно для сов¬местного просмотра телевизора! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, когда ничего особенного не показывают? Страница книги — такой огромный эк¬ран, который и не снился самому лучшему телевизору!
Советую вам, прошу вас, уговариваю — попробуйте! Попробуйте читать дома вместе и вслух! Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают лю¬ди разных поколений. Когда книгу чита¬ет вслух кто-нибудь дома, то, что происходит на каждой ее странице, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приоб¬щая других слушателей к тому, что ему доро¬го, делясь тем, что принадлежало только ему и чем он теперь одаривает других.
Словом, попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и я наде¬юсь, нет, я уверен: вы не пожалеете об этом».
Кроме того, дети должны знать, какие книги есть дома; должны понимать, какие из них относятся к православной литературе, в чем ее ценность.
Не надо думать, что православная литература – это лишь церковные книги и тексты религиозного содержания. Сейчас по-настоящему возрождается детская литература, в том числе и православная. Как бы мы ни ругали интернет и компьютерные технологии, во многом именно благодаря им нам доступны книги, которые в нашем городе приобрести просто невозможно. Достаточно открыть любой поисковик, чтобы найти из множества названий повестей и рассказав то, что заинтересует именно вас и вашего ребенка. Можно заказать нужные книги в интернет-магазинах или хотя бы просто узнать, какие авторы пишут для детей.
В нашей воскресной школе на уроках «Православная литература» дети с удовольствием слушают православные сказки и жития святых, анализируют библейские притчи, делают глубокие и правильные выводы… Но такие занятия, какими бы интересными и полезными они ни были, - явление эпизодическое, чтение же должно быть потребностью постоянной, а это возможно только в том случае, когда оно становится семейной традицией.
Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве.
"Без чтения душно и душа голодает", - говорит
свт. Феофан Затворник. А
свт. Игнатий Брянчанинов утверждает:
"Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самим делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, ты сделаешься бесплодным мечтателем,- мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних".
О том, насколько важно правильно формировать и корректировать литературные интересы наших детей, говорит
искусствовед Мария Минаева: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок говорил на правильном русском языке, а не цитировал корявые переводы из американских мультфильмов, заменяя при этом русскую речь на «как бы» и «типа»; если вы хотите, чтобы у него развивалась фантазия и воображение, чтобы он имел свое мнение и мог его аргументировать, чтобы он играл сам, один и не маялся от скуки, чтобы он больше знал о мире – читайте ему книги».
Где и какие книги взять для семейного чтения? Даже если их множество у вас дома,
«…идите в библиотеку, вернее, вернитесь в библиотеку и запишите туда вашего ребенка. Сделайте чтение приятным и важным занятием для всей семьи» - такой совет дает родителям
детский психолог Юлия Вострикова. Сейчас очень популярны электронные книги, планшеты, но психологи считают, что читать электронные версии книг могут люди, для которых чтение уже сформировавшаяся привычка. Однако если ребенок хочет читать именно такой вариант, пусть читает.
Множество православных сайтов и сайтов педагогов предлагают проверенные списки современной литературы для детей с хорошими, внятными аннотациями и иллюстрациями.
От себя же хочу посоветовать следующее: читайте вместе с детьми свои любимые книги, на которых воспитывали вас: «Тимур и его команда», «Приключения Тома Сойера», народные и литературные сказки, «Старик Хоттабыч», «Путешествие Нильса с дикими гусями»… У каждого из нас есть, что посоветовать собственным детям.